История школы

...Чем больше разумной любви и внимания дадим мы ребенку, тем ярче, красивее станет жизнь.

В конце концов, мы все живем для тех, кто сегодня идет сзади нас, а завтра обгонит нас на пути к счастью.

Мы уйдем с земли, а дети останутся…

Горький А.М.

СТАНОВЛЕНИЕ

(история школы)

Сагада ничем не отличается от других населенных пунктов нагорного Дагестана по географическому расположению. Те же горы, те же журча с горных вершин бегущие речки, которые, сливаясь воедино в буйные реки, спешат в морские просторы.

Под Сагадой образуется Андийское Койсу, река, которая ве­ками однотонно поет никому непонятную песню. По ущельям и склонам гор выстроились сосновые, березовые, дубовые, липо­вые и других пород леса, в которых вольготно чувствуют себя различного рода звери. Видимо, первооснователи села были дальновидными, умными людьми. Выбирая местность для распо­ложения села и подножия горы «Жанкимеэр», они обратили вни­мание на солнечную сторону, на ручей под боком, на укромность от ветров.

С запада неприступной стеной к селу прилагается полоса го­лой скалы. Наверное, такая защищенность от внешних врагов и холодных ветров характерна населенным пунктам горной страны. Несмотря на это, село неоднократно подвергалось нашествию иноземных захватчиков, сожжению дотла. Но село вновь и вновь зарождалось из руин и пепла.

Испокон веков здесь было развито сельское хозяйство - это земледелие и скотоводство. Хотя условия для развития садовод­ства в те далекие времена были вполне благоприятными, сель­чане ограничивались фруктами дикорастущих деревьев. Выра­щивали озимую пшеницу, не уступающую Украинской, другие зерновые культуры и картофель. При наличии около ста двадцати дворов численность мелко-рогатого скота достигалась до 2000 голов.

Сагадинцы йсегда являлись активными участниками всех ис­торических наиболее важных событий. Более тридцати сельчан участвовали в народной освободительной борьбе под руковод­ством имамов, Газимагомеда, Гамзата, Шамиля и в восстании горцев 1877 года. На краю села в честь их памяти установлены плиты с соответствующими надписями. Один сагадинец с 1914 года по 1916 год был офицером Дагестанской дикой дивизии. В 1921 и 1930 годах здесь располагался партизанский штаб, кото­рому все население оказало содействие. Не прошла мимо и Вели­кая Отечественная война, которая унесла с собой жизнь многих сельчан.

Во все времена стремление к знанию у сагадинцев оставалась первостепенной задачей, но осуществлялось медленными темпа­ми. До Великой Октябрьской революции, кроме единиц знатоков арабского языка, подавляющее большинство населения было без­грамотным. Например, в связи с преобладанием культурных свя­зей с соседней Грузией в X - XII веках были попытки приспосо­бить грузинскую письменность для передачи местного языка. Этому свидетельствуют различные надписи на камнях и в Сагаде, и в Митлуде. Такие надписи на камнях конечно, по всей горной части Дагестана наблюдаются.Хочу такой сайт

С распространением Ислама (X - XIII в. в.) развивалось стро­ительство сельских мечетей и в них возникали начальные школы. В них обучали в основном мальчиков чтению текстов из Корана, а также получали начальные сведения по религии. Некоторые осваивали арабский язык. Они же создавали аджамский алфавит. Это были попытки приспособить арабскую графику к своему языку.

В Сагаде получить образование было еще труднее. Скудное хозяйство не всегда давало утешительный доход, при помощи ко­торого бедняк мог бы не только получить образование, но и про­кормить свою семью. Более зажиточные посылали своих детей в разные населенные пункты для получения религиозных знаний. Так, многие скитались по всему Дагестану, переходя от одного учителя к другому. Даже в таких тяжелых условиях цунтинцы, в том числе сагадинцы не были лишены грамотных арабистов. В основном обучались Корану, его знатоков было довольно много. Вначале изучив все науки арабского языка, хороших знаний до­стигли Алил Газигаджи, Гамзатил Али и Боолов Магомед. Эти люди были своего рода опорой сельчан и в какой-то мере интел­лигенцией того времени.

События 1917 года коренным образом переменили все сторо­ны жизни по всей России и в Дагестане. Хотя и при царской Рос­сии в Дагестане в наиболее важных центрах существовали не­сколько школ, их развитие и распространение получили в совет­ский период. Повсеместно появлялись ликбезы (ликвидация не­грамотности). Ленинский «Декрет о ликвидации неграмотности населения РСФСР» 1919 года требовал: «Все население респуб­лики в возрасте от 8 до 15 лет, неумеющие читать или писать, обязано обучаться грамоте на родном или русском языке...».

До нас дошли скудные сведения о первом дне начала учебных занятий в Сагаде. Но по имеющимся сведениям, полученных из уст аксакалов, которых уже нет с нами, более основательно учить детей и взрослых грамоте начали с 1923 года. Использовали ал­фавит, созданный Дибир - кади из Хунзаха в 1742 году под названием «аджам». Учителями были разного рода знатоки Кора­на. С перехода на графику по латыни в 1928 году, первым учите­лем стал Шамсудинов Алибахарчи Алибахарчиевич. Видимо, в связи с «Декретом о ликвидации неграмотности населения РСФСР» он прошел специальное обучение, но сведения таковые отсутствуют. В свое время Алибахарчи все силы отдавал для по­вышения качества обучения, и он использовал имеющиеся под рукой средства для этого. Ни один человек того периода, не остался в живых но светлая память о первом учителе до сих пор сохранилась.

Как известно, в 1930 году было введено всеобщее обязатель­ное начальное образование. Вскоре СССР стал первой в мире страной сплошной грамотности. К этому времени в селе построи­ли одноэтажное здание, состоящее из трех помещений (комнат). Самая просторная комната послужила для класса, одна маленькая послужила жильем для приезжего учителя. В другом таком же помещении располагался сельский совет.Первым, после Шамсудинова Алибахарчи, учителем был вы­ходец из Ахвахского района Айгум. В течение семи-восьми лет здесь работали приезжие учителя, поскольку отсутствовали мест­ные кадры. К трму времени в селении Шаури, тогдашнем центре Цунтинского района, была открыта школа с интернатом. Из всех населенных пунктов набирали в школу-интернат детей. Из Сага- ды в то время в Шауринской семилетней школе учились Рамазан Мидаев, Рамазан Гаджиев, Муса Газимагомедов, Ангута Идри­сов, митлудинцы Мусалав Гамзатов. Шауринская школа с интер­натом в то время явилась большой подмогой в материальном от­ношении тем, у кого много детей. Здесь обеспечивали питанием и давали знания. Но таким удовольствием недолго наслаждался только-только начавший приобретать крылья народ. Началась Великая Отечественная война - весь советский народ встал на жестокую борьбу с врагом. Казалось, что вот-вот кончится война, и все раны заживут постепенно. Но другая беда нагрянула на жизнь дагестанцев, в том числе цунтинцев - весной в 1944 году вместе с другими, сагадинцев переселили в Чечню, где на неко­торое время дети были оторваны от учебы по объективным при­чинам. Спустя четырнадцать лет, ранее переселенные жители горных районов возвратились в свои родные земли, летом 1957 года.

Дома, в том числе школьное здание были сожжены дотла. Наряду со своими домами сельчанам предстояло восстановление школьного здания. Строительство и восстановление школы пору­чили Квацилаеву Гасандаде и Газигаджиеву Магомеду, которые к сентябрю, как говорится, сдали под ключ. Школьное помещение состоялось так же, как и раньше из трех комнат.

Учебный год, первый после переселения, начался. Классы бы­ли смешанными. Заведовал начальной школой Магомедов Латип Газиевич. В 1962 году выпустил первую партию начальной шко­лы. С учетом выпускников Митлудинской, Тляцудинской и Сагадинской начальных школ, неохваченными учебой остались в но­вом учебном году более тридцати человек. Хотя в своем, и в со­седнем районе имелись школы-интернаты, большинство родите­лей не желали отпускать своих детей далеко от дома. По просьбе родителей Латип Газиевич поставил вопрос пред руководством района об открытии восьмилетней школы в с. Сагада, и в 1963 году, месяц спустя после начала учебного года, начальная школа была реорганизована в Сагадинскую восьмилетнюю с пришколь­ным интернатом. Начал функционировать первый пятый класс.

Знали, что с каждым годом классы будут увеличиваться, и по­надобятся дополнительные помещения. Директор школы Л. Ма­гомедов просил помощь у руководства района, и она была оказа­на. Силами всего коллектива школы в кратчайший срок был воз­веден второй этаж с восьми классными помещениями. Впослед­ствии, было построено двухэтажное здание, в котором размести­лись общежитие, столовая, подсобка, библиотека, военный каби­нет и лаборатория. И в 1980 году восьмилетка была реорганизо­вана в среднюю школу с сохранением интерната.

За 90 лет школа выпустила 413 человек с восьмилетним, девя­тилетним и общим средним образованием, среди которых педаго­ги, врачи, агрономы, работники правоохранительных органов.

В 2012 году 23 января двухэтажное здание школы было уни­чтожено пожаром. Коллектив школы в течение двух дней отре­монтировал старое интернатское здание. Жизнь Сагадинской об­щеобразовательной средней школы продолжается.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (960)-410-26-89

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».