...Чем больше разумной любви и внимания дадим мы ребенку, тем ярче, красивее станет жизнь.
В конце концов, мы все живем для тех, кто сегодня идет сзади нас, а завтра обгонит нас на пути к счастью.
Мы уйдем с земли, а дети останутся…
Горький А.М.
СТАНОВЛЕНИЕ
(история школы)
Сагада ничем не отличается от других населенных пунктов нагорного Дагестана по географическому расположению. Те же горы, те же журча с горных вершин бегущие речки, которые, сливаясь воедино в буйные реки, спешат в морские просторы.
Под Сагадой образуется Андийское Койсу, река, которая веками однотонно поет никому непонятную песню. По ущельям и склонам гор выстроились сосновые, березовые, дубовые, липовые и других пород леса, в которых вольготно чувствуют себя различного рода звери. Видимо, первооснователи села были дальновидными, умными людьми. Выбирая местность для расположения села и подножия горы «Жанкимеэр», они обратили внимание на солнечную сторону, на ручей под боком, на укромность от ветров.
С запада неприступной стеной к селу прилагается полоса голой скалы. Наверное, такая защищенность от внешних врагов и холодных ветров характерна населенным пунктам горной страны. Несмотря на это, село неоднократно подвергалось нашествию иноземных захватчиков, сожжению дотла. Но село вновь и вновь зарождалось из руин и пепла.
Испокон веков здесь было развито сельское хозяйство - это земледелие и скотоводство. Хотя условия для развития садоводства в те далекие времена были вполне благоприятными, сельчане ограничивались фруктами дикорастущих деревьев. Выращивали озимую пшеницу, не уступающую Украинской, другие зерновые культуры и картофель. При наличии около ста двадцати дворов численность мелко-рогатого скота достигалась до 2000 голов.
Сагадинцы йсегда являлись активными участниками всех исторических наиболее важных событий. Более тридцати сельчан участвовали в народной освободительной борьбе под руководством имамов, Газимагомеда, Гамзата, Шамиля и в восстании горцев 1877 года. На краю села в честь их памяти установлены плиты с соответствующими надписями. Один сагадинец с 1914 года по 1916 год был офицером Дагестанской дикой дивизии. В 1921 и 1930 годах здесь располагался партизанский штаб, которому все население оказало содействие. Не прошла мимо и Великая Отечественная война, которая унесла с собой жизнь многих сельчан.
Во все времена стремление к знанию у сагадинцев оставалась первостепенной задачей, но осуществлялось медленными темпами. До Великой Октябрьской революции, кроме единиц знатоков арабского языка, подавляющее большинство населения было безграмотным. Например, в связи с преобладанием культурных связей с соседней Грузией в X - XII веках были попытки приспособить грузинскую письменность для передачи местного языка. Этому свидетельствуют различные надписи на камнях и в Сагаде, и в Митлуде. Такие надписи на камнях конечно, по всей горной части Дагестана наблюдаются.
С распространением Ислама (X - XIII в. в.) развивалось строительство сельских мечетей и в них возникали начальные школы. В них обучали в основном мальчиков чтению текстов из Корана, а также получали начальные сведения по религии. Некоторые осваивали арабский язык. Они же создавали аджамский алфавит. Это были попытки приспособить арабскую графику к своему языку.
В Сагаде получить образование было еще труднее. Скудное хозяйство не всегда давало утешительный доход, при помощи которого бедняк мог бы не только получить образование, но и прокормить свою семью. Более зажиточные посылали своих детей в разные населенные пункты для получения религиозных знаний. Так, многие скитались по всему Дагестану, переходя от одного учителя к другому. Даже в таких тяжелых условиях цунтинцы, в том числе сагадинцы не были лишены грамотных арабистов. В основном обучались Корану, его знатоков было довольно много. Вначале изучив все науки арабского языка, хороших знаний достигли Алил Газигаджи, Гамзатил Али и Боолов Магомед. Эти люди были своего рода опорой сельчан и в какой-то мере интеллигенцией того времени.
События 1917 года коренным образом переменили все стороны жизни по всей России и в Дагестане. Хотя и при царской России в Дагестане в наиболее важных центрах существовали несколько школ, их развитие и распространение получили в советский период. Повсеместно появлялись ликбезы (ликвидация неграмотности). Ленинский «Декрет о ликвидации неграмотности населения РСФСР» 1919 года требовал: «Все население республики в возрасте от 8 до 15 лет, неумеющие читать или писать, обязано обучаться грамоте на родном или русском языке...».
До нас дошли скудные сведения о первом дне начала учебных занятий в Сагаде. Но по имеющимся сведениям, полученных из уст аксакалов, которых уже нет с нами, более основательно учить детей и взрослых грамоте начали с 1923 года. Использовали алфавит, созданный Дибир - кади из Хунзаха в 1742 году под названием «аджам». Учителями были разного рода знатоки Корана. С перехода на графику по латыни в 1928 году, первым учителем стал Шамсудинов Алибахарчи Алибахарчиевич. Видимо, в связи с «Декретом о ликвидации неграмотности населения РСФСР» он прошел специальное обучение, но сведения таковые отсутствуют. В свое время Алибахарчи все силы отдавал для повышения качества обучения, и он использовал имеющиеся под рукой средства для этого. Ни один человек того периода, не остался в живых но светлая память о первом учителе до сих пор сохранилась.
Как известно, в 1930 году было введено всеобщее обязательное начальное образование. Вскоре СССР стал первой в мире страной сплошной грамотности. К этому времени в селе построили одноэтажное здание, состоящее из трех помещений (комнат). Самая просторная комната послужила для класса, одна маленькая послужила жильем для приезжего учителя. В другом таком же помещении располагался сельский совет.Первым, после Шамсудинова Алибахарчи, учителем был выходец из Ахвахского района Айгум. В течение семи-восьми лет здесь работали приезжие учителя, поскольку отсутствовали местные кадры. К трму времени в селении Шаури, тогдашнем центре Цунтинского района, была открыта школа с интернатом. Из всех населенных пунктов набирали в школу-интернат детей. Из Сага- ды в то время в Шауринской семилетней школе учились Рамазан Мидаев, Рамазан Гаджиев, Муса Газимагомедов, Ангута Идрисов, митлудинцы Мусалав Гамзатов. Шауринская школа с интернатом в то время явилась большой подмогой в материальном отношении тем, у кого много детей. Здесь обеспечивали питанием и давали знания. Но таким удовольствием недолго наслаждался только-только начавший приобретать крылья народ. Началась Великая Отечественная война - весь советский народ встал на жестокую борьбу с врагом. Казалось, что вот-вот кончится война, и все раны заживут постепенно. Но другая беда нагрянула на жизнь дагестанцев, в том числе цунтинцев - весной в 1944 году вместе с другими, сагадинцев переселили в Чечню, где на некоторое время дети были оторваны от учебы по объективным причинам. Спустя четырнадцать лет, ранее переселенные жители горных районов возвратились в свои родные земли, летом 1957 года.
Дома, в том числе школьное здание были сожжены дотла. Наряду со своими домами сельчанам предстояло восстановление школьного здания. Строительство и восстановление школы поручили Квацилаеву Гасандаде и Газигаджиеву Магомеду, которые к сентябрю, как говорится, сдали под ключ. Школьное помещение состоялось так же, как и раньше из трех комнат.
Учебный год, первый после переселения, начался. Классы были смешанными. Заведовал начальной школой Магомедов Латип Газиевич. В 1962 году выпустил первую партию начальной школы. С учетом выпускников Митлудинской, Тляцудинской и Сагадинской начальных школ, неохваченными учебой остались в новом учебном году более тридцати человек. Хотя в своем, и в соседнем районе имелись школы-интернаты, большинство родителей не желали отпускать своих детей далеко от дома. По просьбе родителей Латип Газиевич поставил вопрос пред руководством района об открытии восьмилетней школы в с. Сагада, и в 1963 году, месяц спустя после начала учебного года, начальная школа была реорганизована в Сагадинскую восьмилетнюю с пришкольным интернатом. Начал функционировать первый пятый класс.
Знали, что с каждым годом классы будут увеличиваться, и понадобятся дополнительные помещения. Директор школы Л. Магомедов просил помощь у руководства района, и она была оказана. Силами всего коллектива школы в кратчайший срок был возведен второй этаж с восьми классными помещениями. Впоследствии, было построено двухэтажное здание, в котором разместились общежитие, столовая, подсобка, библиотека, военный кабинет и лаборатория. И в 1980 году восьмилетка была реорганизована в среднюю школу с сохранением интерната.
За 90 лет школа выпустила 413 человек с восьмилетним, девятилетним и общим средним образованием, среди которых педагоги, врачи, агрономы, работники правоохранительных органов.
В 2012 году 23 января двухэтажное здание школы было уничтожено пожаром. Коллектив школы в течение двух дней отремонтировал старое интернатское здание. Жизнь Сагадинской общеобразовательной средней школы продолжается.