ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ
Я работал главным специалистом в отделе образования райисполкома. Был 1980 год. Во главе мною наша бригада побывала в Сагадинской средней школе. Намечалась фронтовая проверка. Восьмилетняя школа только была реорганизована в среднюю.
Правду говоря, наши первые впечатления были не радужные, а удручающие. Материально-техническая база не соответствовала требованиям дня. Казалось, что содержание учебно- воспитательной работы не могло быть лучше. Но наши опасения оказались напрасны. После недельной проверки результаты нас удивили. Учебно-воспитательная работа, вопреки скудному обеспечению всеми необходимыми, была поставлена на должном уровне. Тогда коллективом руководил опытный педагог Магомедов Латип Газиевич.
Второй раз я посетил Сагадинскую среднюю школу в 1990 году, будучи председателем исполнительного комитета района. К этому времени и внешне, и изнутри школа имела совершенно иной облик. Кабинетная система, богатый фонд библиотеки, оснащенная всеми необходимыми лаборатория были нацелены на повышение уровня знаний учащихся. Коллектив школы ставили в пример другим.
Конечно, это все было создано под умелым руководством Ла- типа Магомедова, которого впоследствии, как хорошего организатора был назначен заведующим Управления образования. Здесь Л. Магомедов изменил учебно-воспитательную работу, укрепил материальную базу учреждений образования района.
Сагадинская школа выпустила много пользующих авторитетом людей. И сегодня такие, как Р. Рамазанов, И. Рамазанов, О. Абдурахманов, М. Хасбулаев, М. Пахрудинов, мастер спорта СССР М. Рамазанов вносят свою лепту в общее дело.
Магомед Гусейнов,
бывший председатель исполнительного комитета
Цунтинского района
СОХРАНЯЯ ТРАДИЦИИ
Неоднократно приходилось мне бывать в Сагадинской средней школе. Там всегда ощущалась доброжелательная атмосфера в коллективе, верховенствуют взаимопонимание, уважение друг к другу, добросовестное отношение к своим обязанностям. Радость и горе делят в коллективе на всех. Эта традиция подковалась годами такими известными в районе педагогами, как Р. Гаджиев, Р. Мидаев,JI. Магомедов, И. Алигаджиев, М. Рамазанов, Р. Рамазанов, Д. Гамзатов, А. Рамазанов.
Надеюсь, что постоянно обновляющий коллектив сохранит прекрасные традиции.
Али Магомедов,
методист ИМЦ районного управления образования
ЭТО ТАКОЙ НАРОД!
Я много интересного видел в жизни, много ездил в пределах СССР, побывал во многих местах, за исключением Дальнего Востока и Сибири. В памяти моей хранится еще очень много светлых воспоминаний, забавных историй, незабываемых приключений и анекдотов. Самые светлые, незабываемые воспоминания и восхитительные впечатления мои - это о маленьком селении Сагада и сагадинцах.
В 1966-1967 учебном году мне пришлось с десятиклассным образованием работать учителем музыки в Сагадинской восьмилетней школе. Попал я туда не по моей доброй воле, а по настоятельной просьбе моего бывшего учителя Магомеда Шапиева. «До поступления в институт тебе надо немного подзаработать, - указывающее сказал Магомед, - будешь работать под началом моего друга Магомедова Латипа». Долго не думая и не рассуждая, я дал согласие.
После августовского совещания учителей мы с директором Сагадинской восьмилетней школы Магомедовым Латипом отправились в Сагада. 70 км шли пешком, пока дошли до села.
Меня охватывала озабоченность о том, что будет, как будет, где жить буду, чем питаться буду, каковы будут условия. Напрасными оказались мои опасения и сомнения. Буквально в течение следующего же дня после моего прибытия мне предоставили жилье и необходимую домашнюю утварь, принесли еду, воду и даже чайник бузы и несколько бутылок грузинского самогона. Обо всем этом позаботился лично директор школы Латип Магомедов. Возле дома, где теперь я буду жить, собралась толпа мужиков. Мужики о чем-то страстно беседовали, заразительно хохотали. Мне так и хотелось внедриться в эту компанию и принимать участие в этом веселье. Я был удивлен всем этим, особо подчеркнутым вниманием ко мне, их простотой и жизнелюбием. А их обостренное чувство юмора меня вообще поразило. Я себя считал анекдотчиком и рассказчиком забавных и приключенческих историй. Но эти люди «заткнули» мне рот. Откуда, думал я, у этих необразованных людей столько юмора. Ведь глупостей никто не говорил, остроумие и только остроумие. Это такой народ, который за словом в карман не лезет, подумал я.
И на самом деле, сагадинцы - люди не только словоохотливые, но и словонаходчивые. Очень хочется рассказать один случай. В 1967 году я поступил на музыкально-педагогический факультет ДГПИ и в 1968 году приехал в родное Кидеро на время каникул. В Кидеро я встретил одного сагадинца и долго беседовал с ним. Сагадинец был с ишаком. Очевидно прибыл за товаром. Мы стояли возле дороги. Вдруг появилась грузовая машина, которая возле нас притормозила. Водитель явно хотел что-то сказать или спросить, И действительно, обратившись к моему собеседнику, сказал: «Слушай, одолжи немного бензина, боюсь, что не доеду». Видно, решил посмеяться над моим товарищем. Думал, что же ответит на колкость мой собеседник. Сагадинец подошел к тыловой части ишака, поднял его хвост и говорит: «Смотри, у меня у самого на нуле!». Произошел взрыв смеха. Смеялись долго.
Сагадинцы - люди веселые, простые, добродушные, благородные, очень трудолюбивые, люди с развитым чувством классического юмора. Да только до боли сердца жаль, что хоть самую малую малость, хоть на мгновение нельзя вернуть ничего из того, что испытал я, живя всего 9 месяцев среди этих людей.
композитор, Заслуженный работник культуры РД,
Заслуженный учитель РД
Была тяга к знанию
В начале 60-х годов в с. Сагада, школа была начальная, затем - восьмилетняя средняя, тогда она считалась малокомплектной. Количество детей-учащихся достигало до ста.
В те давние времена меня часто привлекали к проверкам школ. Приходилось преодолевать 70-80 километров по старой тропе, по речке тогда дороги не было. Тропа извивалась по подъемам и спускам и в основном по лесистым склонам. Красота была неописуемая. За каждым поворотом пути открывался удивительный ландшафт. Трудности нашего хода, то есть пешего хода не чувствовали. Это был настоящий отдых.
В школе мне в основном поручали проверять обученность и обучаемость учащихся начальных классов и старшего звена по русскому языку и литературе. Школа была построена в старом квартале села Латипом Газиевичем после назначения его директором, по скорую руку и хозяйственным способом. Поэтому классные помещения получались маленькими и узкими. В то время и это считали достаточным.
Я в этой школе бывал восемь раз в разные годы. Бросалась в глаза заинтересованность к получению знаний. Они вовсе старались овладеть русским языком, это было трудно при отсутствии языковой среды, технических средств обучения.
В основном в школе тогда работали приезжие учителя. Они старались. Обсуждались ими свои успехи, промахи. Словом, тогда была тяга к знаниям. Требовательность была повседневная.
Школа выпустила много людей, ставших хорошими специалистами. Впоследствии некоторые из них работали вместе со мной.
Омар Абдулаев,
ветеран образования